Об игре
«ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
придумали на советском телевидении
Игра создана режиссёром Владимиром Ворошиловым
и редактором Наталией Стеценко.
Первый выпуск передачи вышел в эфир 4 сентября 1975 года.
В телеверсии команда «знатоков» играет против телезрителей.
Шесть человек за игровым столом ищут правильный ответ на любой заданный телезрителями вопрос при помощи мозгового штурма в течение одной минуты.

За правильный ответ очко получает команда «знатоков», а если они дают неправильный ответ, очко начисляется их противникам — команде телезрителей. Побеждает команда, первой набравшая шесть очков.
«ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» –
НЕ ПРОСТО ВИКТОРИНА!
Вопросы в игре «Что? Где? Когда?» не требуют большой эрудиции,
это интеллектуальные вопросы на логику, интуицию и образное мышление. Классическое определение хорошего вопроса — «неизвестное об известном»: когда в вопросе рассказывается о чём-то, чего знатоки не знают, а в ответе — всем известный факт, человек, предмет.
Вопросы на точное знание
(«Сколько колонн у Большого театра?») не подходят для игры «Что? Где? Когда?». Хороший вопрос должен содержать в себе всё необходимое
для ответа.
ПРИМЕРЫ
ВОПРОСОВ ЧГК
(чтобы узнать ответ, нажмите на вопрос)
1. Как справедливо заметил юморист Евгений Микунов,
«украинский язык очень мелодичный – только в одной фамилии Сидоренко сразу три...». Чего три?
Для ответа на него не обязательно знать, кто такой Евгений Мигунов, сколько деревьев он посадил, домов построил, и как зовут его кошку. Можно просто заметить, что в фамилии Сидоренко сразу три ноты: «си», «до» и «ре.
2. Известный американский психотерапевт Сатир написала гимн самооценки человека. Какое слово в этом гимне встречается аж (!) 32 раза?
Ответ: Я
3. У жителей Кипра очень популярна поговорка, которую вы должны закончить: «Удачливому человеку даже петух...».
Ответ: несет яйца.
4. Острословы утверждают, что когда в китайской семье рождается очередной ребенок, то родители бросают на пол вилку. Какой звук вилка издаст, так… Закончите эту шутку.
Ответ: «…ребенка и назовут».
5. Первая карта московского метро появилась в 1931 году и состояла всего из четырех линий. Вспомните, что я говорил после 12 вопросов назад и отобразите на карточке для ответа название хотя бы одной из них.
Ответ: Пустая карточка.
Зачёт: Прочерк.
Комментарий: Они в то время никак не назывались. Тем более что это была карта проектируемого метрополитен.
ИГРАТЬ В ЧГК ХОТЯТ НЕ ТОЛЬКО
ЗНАТОКИ ЭЛИТАРНОГО КЛУБА,
ПОЭТОМУ ПОЯВИЛАСЬ
СПОРТИВНАЯ ВЕРСИЯ ИГРЫ
Главная особенность спортивного варианта –
соревнование команд друг против друга
на одних и тех же вопросах.

Свое официальное начало спортивный вариант игры берет с учредительного конгресса Международной ассоциации клубов в 1989 году Мариуполе.
Сегодня МАК официально объединяет 96 клубов интеллектуальных игр из 76 городов и регионов 20 стран мира, а также Интернет-клуб «Что? Где? Когда?».
Клубы ЧГК находятся не только в странах бывшего СССР, но и в Германии, США, Израиле, Канаде и других государствах, где есть русские диаспоры.


ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ
ОТЛИЧИЯ СПОРТИВНОЙ ВЕРСИИ
1
Сеанс одновременной игры между несколькими командами очно и заочно.
2
Возможность ведения нескольких зачетов в рамках одной игры (школьники, студенты, взрослые).
3
Наглядный и объективный рейтинг команд (в рамках одного турнира и всего игрового мира).
РЕЖИМЫ ИГРЫ:
1
ОЧНАЯ
Все команды играют в одном зале, вопросы зачитывает один и тот же ведущий (примеры — финал и некоторые отборочные этапы чемпионата мира и чемпионата России, чемпионаты городов, различные фестивали).
2
СИНХРОННАЯ
Одни и те же вопросы играются на различных игровых площадках (в разных городах и иногда — странах) с разными ведущими (примеры — Открытый кубок России, Открытый всероссийский синхронный чемпионат).
3
ОНЛАЙН-ИГРА
При помощи различных средств связи вопросы задаются командам-участницам, находящимся в различных местах, и так же принимаются их ответы. Такой способ игры противоречит кодексу спортивного ЧГК, в частности, из-за невозможности контролировать количество участников в команде.
КРАТКО И СУБЪЕКТИВНО
ОБ ИСТОРИИ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Интеллектуальное движение в нашем крае зародилось в 90-х годах. Команды и игроки из Донецкой области УССР принимали участие в телепередачах «Что? Где? Когда?» и «Брейн-ринг». Местными телеканалами проводились телеигры среди школьников «Шоколадная сказка» и «Знать Киевской Руси» при участии Бориса Левина и Юрия Хайчина соответственно.

В 1995 году проведен первый чемпионат Донецка по спортивному ЧГК среди школьников.

В конце 1990-х годов организован Городской клуб интеллектуальный игр «InGame», участниками которого были представители разных социальных групп (студенты, школьники, рабочая молодежь). Донецкие команды активно участвуют во внутренних и международных соревнованиях, а также международных синхронных турнирах. Вошли в норму регулярные тренировки по интеллектуальным играм среди школьников, студентов, взрослых по всей Донецкой области.
В 2008 году интеллектуальное движение в городе испытывало серьезный кризис – городской клуб по сути не функционировал, лидеры движения отошли от дел, координация команд и обмен опытом сошли на нет, количество масштабных проектов стремилось к нулю (за исключением отдельных очагов в городах и районах).

В этих условиях к 2012 году система популяризации «Что? Где? Когда?» среди молодежи сошла на нет, а интерес молодых людей к интеллектуальным играм упал до критического минимума.

Энтузиастами предпринимались тщетные попытки по восстановлению системы, однако в 2014 году военные действия погасили несколько «очагов интереса», в частности, в Киевском районе Донецка. Однако клубы интеллектуальных игр Донецкого национального университета, Енакиевского металлургического комбината и Школьный клуб Пролетарского района продолжают свою работу в нелегкое для молодой Республики время.
СЕГОДНЯ
С 2015 года в Донецке проводятся два больших турнира для школьников: чемпионат города и чемпионат Донецкой Народной Республики памяти Всеволода Петровского. У студентов Республики есть возможность посоревноваться на играх Республиканской лиги ЧГК. Енакиевский меткомбинат с 2002 года ежегодно проводит по 6 игр в году для своих работников.
Made on
Tilda